Gantry 5

О погоде говорят все: вечером на кухне, днем в лабораториях и офисах. Изменения в природе… Ничего не попишешь. Причем, подкрадываются они незаметно.

Вперед, в прошлое?

- Настоящие тропики! – жаловался летом народ, утирая пот со лба. Не помогали ни пятая порция мороженого, ни десятый стакан воды. И даже мартышка, вдруг показавшаяся на ближайшей акации, не вызвала бы особого удивления.

 

Глобальное потепление… Того и гляди, пальмы начнут расти.

А, между тем, каких-нибудь 700 тысяч лет назад, наш край выглядел иначе. Возможно, в нижнем течении Днестра плескался солоноватый лиман, а климат был ближе к средиземноморскому. Здесь бродили слоны и носороги. Охотились тигрольвы, они же - пещерные львы. Паслись похожие на зебр зюссенборнские лошади, бизоны Шетензака… Жил…тираспольский верблюд. Да-да, в науке есть такой термин.

Эти древние млекопитающие оставили свой след на окраине Тирасполя в «тираспольском гравии», который в народе зовется «Колкотовая балка».

Колкотовая балка – геолого-палеонтологический памятник природы международного значения.

Как и положено хищнику, охотился на лошадей, бизонов, оленей, даже на молодых слонов и носорогов тигролев. В его строении обнаружено сходство и с тигром, и со львом, отсюда и название. Он, конечно, быстро бегал и далеко прыгал. А жил в пещерах и гротах.

Тираспольский верблюд примечателен не только своим названием. Карьер в Приднестровье – самый западный в СНГ район его обитания. А сам этот красавец – последний представитель группы паракамелов. Судя по всему, он жил совсем в другой обстановке, нежели его современные собратья, предпочитающие сухие степи и пустыни.

Примеры из далекого прошлого не такая уж абстракция. На дворе потепление. Этому и был посвящен семинар «Изменение климата и управление рисками», который состоялся недавно в Бендерах по инициативе местных неправительственных организаций (НПО) «Экоспектр» и «Пеликан» при поддержке Международной ассоциации хранителей реки «Eco-TIRAS». На него собрались ученые и представители общественности Приднестровья и Молдовы.

Так меняется или нет?

Как прогнозируют одни молдавские ученые, в будущем нас ожидает жаркое и засушливое лето и теплая влажная зима. Другие не согласны: колебания температуры отмечались и раньше. За последнюю тысячу лет климат менялся неоднократно. В 12 веке на юге Гренландии выращивали пшеницу. В 1113 году верховья Нила покрылись льдом. В 1700-м в России отмечен килограммовый град. В августе 1822-го в Черниговской губернии ударили морозы.

Правда, с тех пор свою лепту внес антропогенный фактор.

А народ все ждет, что погода вернется на старые рельсы. Между тем, даже ученые-оппоненты считают, что надо не ждать милостей от «небесной канцелярии», а уже сейчас пытаться предотвратить возможные риски.

Что может сделать в этой ситуации человек?

Оказывается, немало.

Надо восстанавливать леса

Последнее наводнение преподало нам немало уроков. Один из них: великий потоп может повториться в ближайшем будущем. Стихийные бедствия – неизбежный спутник потепления. Смягчить его разрушительную силу может лес. Так, уже установлено, что Украина могла бы пострадать значительно меньше, если бы с начала 90-х в Карпатах не вырубали лес. Украинский эколог Иван Русев считает, что в горах это делать вообще нельзя. Лесной покров украинских Карпат оказался не в состоянии удержать влагу. Кстати, Польша, Словакия и Румыния уже осознали эту опасность и прекратили промышленную вырубку леса в Татрах.

Немногим лучше положение и у нас.

- По степени облесенности Молдова занимает последнее место в Европе, - заметила сотрудник Ботанического сада АН Молдовы Галина Шабанова. - Хуже было только в 1918-1925-м.

Значит, надо сажать деревья, особенно на берегах Днестра. Кстати, благодаря приднестровскому НПО «Турунчук», который «мобилизовал» ребят из местных школ, в селе Чобручи за каких-нибудь несколько часов «выросла» тысяча деревьев.

Когда почва уходит из-под ног

Как-то агроном села Ворничены Страшенского района…оштрафовал своего соседа за то, что тот выехал в поле сразу после дождя. Об этом полумифическом случае ностальгически вспоминали в перерыве. Таких специалистов на селе большинстве больше нет. Потому почва и уходит у крестьян из-под ног. Причем в буквальном смысле.

Поля Молдовы и Приднестровья располосованы оврагами. Оползни ежегодно уносят драгоценные квадратные метры. Паводки смывают драгоценный чернозем в Днестр.

При дальнейшем потеплении осадков будет выпадать больше, но эта «добавка» придется как раз на экстремальные ливни. Они не пропитывают почву, а размывают ее. В Приднестровье уже 38,3 процента составляют сильно смытые почвы, в Молдове – 50 процентов почвы эродировано. Вот и ответ на вечный вопрос: почему на знаменитых молдавских черноземах так низка урожайность (она тоже на одном из последних мест в Европе).

- Это общая проблема для Молдовы и Приднестровья, которую мы можем решать совместно, - считает Екатерина Кухарук из НПО «Ecostrategii». – И начать надо хотя бы с информирования населения о грядущем опустынивании нашего края, если не будут приняты срочные меры.

- На планете Земля решения реализуются, если они поддерживаются на самом высоком уровне – правительствами, - сказал исполнительный директор «Eco-TIRAS» Илья Тромбицкий. – И там, где надо «пробивать» эти решения, общественность начинает играть ключевую роль.

…После потрясений последних лет нас трудно удивить. Кажется, мы готовы ко всему. А к тому, что в Днестре станут подстерегать добычу крокодилы, а по суше разгуливать львы?